- ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества (государство, демократия, конституция, право и др.). Эти институты выполняют ряд важных социальных функций. Из них выделяют – воспитательную, регулятивную, защитительную. П.к. в контексте политической психологии изучается, прежде всего, для лучшего понимания связи ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ и СОЗНАНИЯ отдельного человека с массовым политическим поведением и сознанием. Это понятие стало удобным переходом от личности к нации, государству, партии. Современная политическая психология представлена большим числом теоретических моделей политической культуры. Однако все это пестрое разнообразие подходов, исследовательских стратегий и методов вписывается в две ведущие тенденции. Первая из них основана на представлении о человеке как объекте политического воздействия, о человеке как простом винтике политической машины. Отсюда и упрощенный, технократический подход к налаживанию работы этой «политической машины», который характерен и для исследовательско-практической философии этой группы политических психологов. Методологическим фундаментом этой группы концепций являются в большей степени позитивистские теории, пришедшие как из психологии, так и из политологии. Вторая группа исследователей исходит из другой теоретической установки. Для них человек является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой тенденции работают иные методологические ключи. В частности, для теоретиков этого направления характерно обращение к антипозитивистским моделям личности. Они выбирают такие теоретические парадигмы, для которых не свойственны манипуляторские тенденции. Определения политической культуры делятся на четыре основные группы. Во-первых, однородные психологические определения. Политическая культура рассматривается как, прежде всего, набор базовых ориентации субъекта на различные политические объекты. Во-вторых, так называемые обобщенные определения. В них политическая культура понимается как определенный «коктейль» из психических факторов и того, к чему они побуждают. Политическая культура может рассматриваться одновременно и как установка, и как поведенческие акты. В-третьих, так называемые объективные или объективистские определения. Политическая культура обозначает, прежде всего, институты и структуры («объекты») власти, которые санкционируют поведение участников, приемлемое для данной системы. Особенности политической системы здесь оказываются важнее, чем собственно психические состояния индивидов. В-четвертых, так называемые эвристические определения. В них политическая культура обычно рассматривается как некий гипотетический конструкт, созданный ученым в аналитических целях. В зависимости от конкретных целей исследования, понятие может включать в себя то или иное содержание. Соответственно, доля психологического компонента в таких определениях политической культуры может быть различной. Базовая структура политической культуры как особого политико-психологического феномена представляется в виде иерархии трех основных уровней. Первый — познавательная ориентация. Он включает знания о политической системе, принятых в ней ролях, «исполнителях» этих ролей и особенностях функционирования всей данной системы. Второй уровень — эмоциональная ориентация. Здесь отражаются чувства субъекта к политической системе, её функциям, участникам и их деятельности. Наконец, третий уровень - оценочная ориентация, выражает личное отношение субъекта к политической системе и её отдельным компонентам-составляющим.
Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ "Украина" ХФ. С. В. Голев. 2004.